среда, 23 декабря 2015 г.




      
                 "Особенности межличностных отношений в старшей группе"

       Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема межличностных отношений старших дошкольников. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С момента рождения ребенка, он живет среди людей и вступает в контакт с ними. Поэтому фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка является опыт первых отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Первое общение ребенка с людьми во многом будет определять особенности самосознания человека, его самочувствие и поведение среди людей, его отношение к миру.
       Общение в группе сверстников существенно влияют на развитие личности ребенка. То как общается ребенок, какое положение занимает среди детей в группе, зависит, насколько ребенок чувствует себя удовлетворенным, спокойным, как он усваивает нормы отношения с детьми.
       В условиях детского сада, когда ребенок постоянно взаимодействует с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Целая группа сверстников влияет на развитие личности ребенка. Влияние на межличностные отношения детей проявляются по-разному на каждом этапе дошкольного возраста.

       Межличностные отношения и общение детей 5-6-летнего возраста имеют свои специфические особенности: у детей возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, поэтому общение со взрослыми  уходит на второй план и носит второстепенное значение; в общении друг с другом дети очень быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые воспитанники.
       Старший дошкольный возраст отличается, чрезвычайной эмоциональной насыщенностью, богатством коммуникативных действий у детей, нестандартностью и нерегламентированностью коммуникативных актов, это позволяет детям легко общаться через игровую деятельность, которая является в этом возрасте  ведущей деятельностью.
       Вместе с потребностью в сотрудничестве  выделяется  так же потребность в признании и уважении сверстника. Дети становятся более доброжелательными, внимательными друг к другу, способными к оказанию помощи и взаимопомощи. Общение между старшими дошкольниками становятся искренними, более чувственными, непринуждёнными, эмоционально-окрашенными в положительные тона. Общение  приобретает черты детской дружбы.
          Конкурентные отношения уменьшаются, но сохраняется соревновательное начало в общении у детей. Вместе с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования —  предпочтения, его желания, настроения. Ребята уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к детям, интересуются их делами, желаниями, потребностями. Поэтому их общение приобретает внеситуативный характер.

          К пяти-шести годам у детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания за сверстников. Старшие дошкольники в большинстве случаев внимательно наблюдают за действиями детей и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь детям, подсказать правильный ход. Все это может говорить о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, как это наблюдается у детей средней группы, а непосредственно на другого ребёнка.
         У детей 5-6 лет также возникает бескорыстное желание помочь сверстникам, подарить им что-либо или уступить.  Поэтому,  зависть, конкурентность, злорадство, уходят на второй план, и проявляются реже и не так остро, как ранее. Все это свидетельствует о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.
        Так же важно отметить, что к 5-6 годам появляется феномен первой детской дружбы. И поэтому  в детском саду многие воспитанники впервые получают возможность завязать эту дружбу. Дети, у которых есть  друзья, имеют более позитивную самооценку, они более уверенны в себе. Ведь поддерживать дружбу — значит, делиться игрушками, даже самыми любимыми, заступаться друг за друга, помогать друг другу. Друзья учатся договариваться между собой, мириться друг с другом, меняться ролями в игре. Просить прощение друг у друга если  произошла ссора; сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе уже трудно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать.  Для старших дошкольников сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем воспитатель или родитель.
        Однако, не смотря на положительные изменения в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, конфликтные ситуации неизбежны на любом этапе возрастного развития. Среди наиболее типичных для детей вариантов конфликтных отношений к сверстникам являются повышенная обидчивость, агрессивность,  застенчивость и демонстративность.
      Дети, которые ведут себя агрессивно, имеют предвзятое мнение о том, что поступками  людей которые его окружают руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных намерений сверстников при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или подвоха со стороны сверстника.
      Обидчивость у дошкольников проявляется тогда, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою незамеченность, непризнанность. Это происходит в таких ситуациях как  игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы).
         Застенчивость у детей является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении детей и в их отношениях. Обычно в поведении застенчивых детей  отражается борьба двух противоположных тенденций: ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной.
         Стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами  выделяет демонстративных детей. Такие дети, достаточно активны в общении. Однако, обращаясь к партнеру, в большинстве случаев дети не испытывают к нему реального интереса. В основном они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Для таких детей отношения с другими детьми,  являются средством самоутверждения и привлечения внимания. Такие дети стремятся получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в  тех случаях, когда отношения с группой или воспитателем не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: жалуются, провоцируют скандалы и ссоры, проявляют агрессию.
        Все выше представленные проявления конфликтного поведения детей лежат в сфере отношений со сверстниками, общение с которыми для ребят в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение.
      В заключении стоит сказать о том, что межличностные отношения старших дошкольников очень сложны и противоречивы, они имеют свои специфические особенности. В этом возрасте  партнёрами в общении дети предпочитают видеть не взрослых, как это было ранее, а своих сверстников. Это обусловлено  тем, что общение с детьми становится более разнообразно. Всем видам совместной деятельности становится присуща яркая эмоциональная насыщенность: дети приобретают способность сочувствовать другим детям, переживать чужие радости и печали как свои собственные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий