Уровень развития речи у детей находится в
прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если
развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи
тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие
речи. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него
развита речь. Исследователи установили, что около трети всей площади
двигательной зоны мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень
близко от речевой моторной зоны мозга.
Это навело на мысль о том, что тренировка
тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи
ребёнка.
Данные исследований говорят о том, что
речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к
речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной
речевой областью мозга.
Недостаточно развитая мелкая моторика
препятствует успешному обучению ребёнка в школе. Изучение уровня развития
тонких движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в первый класс, обычно
приводит педагогов к неутешительному выводу: у преобладающего большинства детей
движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам
деятельности, мелкая моторика пальцев рук, характеризуется двигательной
неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью..
Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических
инструментов, которые требуют специальных, сложных скоординированных движений
ведущей руки. Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма
является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности
к выполнению точных и сложных движений.
В настоящее время в детских учреждениях
при подготовке детей к школе уделяется большое внимание проблеме подготовки
руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребёнок
уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или слабо подготовлена к
тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных
заданий учителя.
Написание даже одной буквы требует частой
переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой
процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение
возникает преждевременно, то элемент буквы при её написании окажется
укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы
будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями
сигналов мозга, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.
Причинами некачественного написания
элементов букв (плохого почерка) являются:
-Недостаточно сформированная переключаемость движений
-Недостаточная эластичность мышц (ограничивается объём движений)
-Недостаточная сила мышц (снижается выносливость при нагрузке)
-Недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения
мысли при выполнении движений.
Большое значение при обучении письму имеет
такой фактор, как ведущая рука. Акцент в работе делается с учётом ведущей руки.
Нужно иметь в виду, что:
Леворукость не является патологией
Преимущественное владение рукой зависит не
от желания ребёнка, а от особой организации деятельности мозга.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы,
процессы, происходившие в период развития плода
Переучивать ребёнка не следует, так как
это влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье
в целом (невротические реакции и т.д.)
В процессе развития смена доминирующего
полушария у ребёнка иногда происходит самостоятельно, после чего у праворукого
ребёнка может развиться скрытое левшество (критический период 11-12 лет)
При овладении навыком письма очень важную
роль играет организация деятельности детей в дошкольном возрасте (игры,
рисования, лепки, предметно практической и бытовой), прямо или опосредованно
влияющей на развитие функций руки.
К пальчиковым играм не стоит относиться,
как к коррекционной деятельности. Это интересное и весёлое занятие, способное
подарить ребёнку радость маленьких побед. Играйте вместе с ребёнком и радуйтесь
всем его успехам.
При проведении занятий:
Следите за тем, чтобы руки ребёнка не были
сильно напряжены.
Если ребёнок не может выполнить задание
самостоятельно, взрослый берёт его руку и действует вместе с ним
Упражнения рекомендуется выполнять сначала
ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Начать можно с самомассажа.
Самомассаж
– один из видов пассивной
гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он
оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж
начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки,
затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям
большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1.
«Пунктиры». Подушечки
четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с
тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу,
постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2.
«Пила». Левая рука (кисть
и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем
движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же
для другой руки.
3.«УТЮЖОК». Исходное положение (и.п.) то же. Правой
рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4.
«Каток». И.п. то же.
костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой
ладони, разминая её. То же для другой руки.
5.
«Буравчик». И.п. то же.
Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу
буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6.
«Краб». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем
указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой.
То же для другой руки.
7.
«Согреем ладошки». Сильно
потираем руки.
8.
«Спиральки». Каждый палец
левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой
руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой
снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
9.«Пальчики
здороваются». Кончик
большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Это же упражнение выполнять пальцами левой
руки.
Те же движения производить одновременно
пальцами правой и левой руки.
Пальцы правой руки дотрагиваются до
пальцев левой руки, по очереди «здороваются» сначала большой палец с большим,
затем указательный с указательным и т.д.
10.«Осы». Выпрямить указательный палец правой руки
и вращать им, затем указательным пальцем левой руки.
Те же движения производить одновременно
указательными пальцами обеих рук.
11.«Человечек». Указательный и средний пальцы правой руки
«бегают» по столу. Те же движения – пальцами левой, затем обеих рук.
12.«Коза». Вытянуть указательный и средний пальцы
правой руки, затем обеих рук.
13.«Корова». Вытянуть указательный палец и мизинец
правой руки, затем обеих рук.
14.«Корова
– коза». Поочередно
выполнять соответствующие движения.
Поочередно сгибать пальцы правой (затем
левой) руки, начиная с большого пальца.
То же упражнение, только сгибать пальцы,
начиная с мизинца.
То же упражнение, только выпрямлять
пальцы, начиная с мизинца.
Основные
направления работы по совершенствованию мелкой моторики с детьми:
-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
-Запускать пальцами мелкие «волчки»
-Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки
-Сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а
вечером заснул и закрылся»)
-Делать кулачки мягкими и твёрдыми (напрягать и расслаблять)
-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
-Махать в воздухе одними пальцами
-Собирать все пальцы в щепотку
-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
-Завязывать узелки на шнурке, на верёвке
-Застёгивать (расстёгивать) пуговицы
-Играть с конструктором, мозаикой
-Складывать матрёшек
-Рисовать в воздухе
-Мять руками поролоновые шарики, губки
-Сжимать наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки (с
заданным направлением водной струи)
-Рисование, раскрашивание, штриховка
-Плетение, шитье, вышивание
-Аппликации
-Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с
пальцами)
-Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики,
“ёжики”, “скалочки”, семена).
-Застёгивание пуговиц, замков.
-Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров,
вышивание, плетение)
-Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание
узоров)
-Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание,
выполнение графических заданий, графический диктант).
-Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или
цветными крышками:
-нахождение заданных предметов,
-угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Упражнения с пальцами рук описаны во
многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных
занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является из
простота и универсальность, отсутствие каких либо специальных атрибутов для
проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем
при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и
подготовку мышц руки к письму.
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется
выполнение упражнений из практической жизни:
-переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в
чашку
то же самое, но на одном стакане сделать метку, до какого уровня
можно наливать воду, а в другой стакан налить заведомо больше воды
пересыпание крупы из одной ёмкости в другую
-чистка зеркал, обуви
-уход за растениями в помещении и на улице
-подметание пола
-разделение сыпучих веществ
-складывание салфеток
-чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки
-мытье посуды под присмотром взрослого
Комментариев нет:
Отправить комментарий